Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Человек находится в постоянном информационном потоке, из которого он получает деловой, развлекательный, новостной контент. За последние десятилетия технические средства связи достигли высокого уровня, тем самым увеличивая информационную нагрузку на человека. Рынок средств массовой информации переполнен предложениями, в результате чего конкуренция растет с каждым годом.
Однако такая конкуренция приводит к тому, что СМИ приходится буквально бороться за аудиторию. С каждым годом печатным СМИ становится все труднее это делать, о чем можно судить по таким явлениям, как падение тиражей и отсутствие интереса у молодежи. Многие видят выход из сложившейся ситуации в создании редакций нового типа. При этом забывая, что мотивация читателя должна исходить от самих газет и журналов.
Газетный заголовок, наряду с фотографиями и дизайном, является ключевым элементом печатных СМИ. Ни одна газета или журнал не могут обойтись без заголовка. Этот элемент воздействует в первую очередь на сознание читателя. Следовательно, это основа для мотивации аудитории.
Заголовки публикаций в газете являются неотъемлемым элементом публикации. "Лицо" периодического издания во многом зависит от его характера и дизайна. Их самая важная функция - привлечь внимание читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которая ему предлагается, что представляет для него особый интерес. Способность газетных журналистов использовать заголовки часто определяет решение читателя - читать те публикации, заголовки которых вызвали у него интерес, или отложить проблему в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных газетных выступлений на читателей: осмысленная статья с неправильно подобранным, невыразительным, неграмотным заголовком не замечается. И наоборот, яркий заголовок, который привлек читателя своим содержанием и формой, побуждает его прочитать следующий за ним текст или рассмотреть иллюстрацию под ним.
Эта работа наглядно демонстрирует важность использования психолингвистических механизмов при создании газетных заголовков. Сегодня многие публикации используют газетные заголовки шаблонного типа или используют психолингвистические методы по-другому. Поэтому такие заголовки недостаточно мотивируют аудиторию.
Объектом исследования являются газетные заголовки.
Предметом исследования является эффективность использования психолингвистических механизмов в газетных заголовках.
Цель работы заключается в исследовании газетного заголовка в рекламной функции.
Задачи:
-рассмотреть понятие и функции газетных заголовков;
-изучить средства привлечения внимания в газетных заголовках;
-проанализировать рекламный аспект газетного заголовка;
-выполнить анализ заголовка в рекламах современных газет.
В работе были использованы следующие методы: контент-анализа, анкетирование, синтез.
Источниками стали газеты "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", "Московский Комсомолец", "Петербургские Ведомости", "Новости", "Метро", "Московский Комсомолец в Санкт-Петербурге", "Российская газета" за январь-апрель 2017 года.
Глава 1 Теоретические аспекты газетных заголовков в рекламной функции
1.1 Понятие и функции газетных заголовков
Современная журналистика подчеркивает, что заголовок является одним из основных элементов медиатекста. Несмотря на свою внешнюю простоту, название отражает различные грани реальности: личные приоритеты автора, редакционные позиции, политические и идеологические установки, культурные ценности, технические возможности печатного издания и так далее [2].
Заголовок газеты предсказывает реакцию читателя и задает направление для получения ожидаемой реакции. Поэтому некоторые исследователи выделяют заголовок как самостоятельный текст. Эта работа направлена на изучение заголовков. Нам нужно понять, что такое заголовок, рассмотреть его историю, роль и функции в структуре современного медиатекста [20].
Словарь В. Даля интерпретирует название как "выходной лист, первый лист книги или эссе, где указано его название. Заглавие также называется названием отдела, главы книги". Словарь С. Ожегова уточняет, что заглавие - это "название произведения или отдела его частей". Большая Советская энциклопедия дает следующее определение – "заглавие - это название литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание".
Проанализировав различные определения названия, данные различными лингвистами, мы выбрали следующее: строка, содержащая название и оформленная особым образом, чтобы выделить и привлечь внимание, название небольшой работы, статьи, выходной лист, первый лист книги или эссе, где его название указано.
Прочитав и подробно изучив приведенные выше определения, мы можем сделать вывод, что ни одно из них не подходит для нашего исследования, поскольку в них название цитируется как часть текста, который оно охватывает. Учитывая специфику нашей работы, важно отметить, что читатель воспринимает заголовок как отдельный текст. В связи с этим мы даем собственное определение: заголовок - это отдельный текст, являющийся частью текстовой системы, представляющий связь с основным медиатекстом, направленный на его выделение, привлечение внимания и повышение интереса читателя.
Заголовок, предваряющий текст, несет определенную информацию о содержании материала и в то же время выполняет эмоционально-выразительную функцию, вызывая интерес читателя.
Ж.А. Никифорова отмечает, что главная роль заголовка - "быть фактором, ответственным за коммуникацию с получателем" [15].
Функционально название многогранно. Его основными функциями являются графически-выделительная, номинативная, информативная и рекламная.
1. Графически-выделительный. Эта функция позволяет отделить текст от других текстов и определить его границы. Заголовок служит "пограничным знаком", сигнализирующим о существовании текста в газетном пространстве. Эта функция часто реализуется с помощью различных графических инструментов.
2. Номинативный, т.е. именующий текст. Читатель должен, прочитав название, сразу понять, о какой сфере жизни пойдет речь в публикации. Название сужает основную тему до отдельного аспекта (проблемы).
3. Информативная функция, которая фокусирует внимание читателя на материале. Заголовочный комплекс – это "средство, обеспечивающее коммуникативные интересы воспринимающего информацию", а также средство разделения содержания отдельных материалов.
4. Реклама. Это функция привлечения внимания. Название должно побуждать читателя начать воспринимать публикацию. Его название должно быть интересным и в меру интригующим. Успех всего издания на конкурентном рынке также зависит от успеха реализации этой функции [6].
Название также участвует в формировании эмоционального воздействия, выполняя таким образом оценочную и экспрессивную функцию. Одной из наиболее важных задач этой функции и названия в целом является внушение читателю определенных взглядов, позиции автора и основных мыслей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Аверкина Л.А., К проблеме перевода газетно-журнальных заголовков // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2019. - № 4. - С. 47-56.
2.Алешина О.И. Лингвостилистические особенности газетных заголовков // В сборнике: Язык. Право. Общество. - 2020. - С. 258-260.
3. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. − М.: Русский язык, 2018. – 197 с.
4. Верещинская Ю.В. Газетный заголовок в аспекте медиалингвистики // Вестник МГЛУ. - 2019. - №. 561. - С. 126–136.
5.Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. − М.: Едиториал УРСС, 2018. − 288 с.
6.Исаева, А. Ю. Заголовок как важнейшая прагматическая единица газетной статьи // Молодой ученый. - 2019. - № 7.5 (111.5). - С. 26-28.
7. Качаев Д.А. Социо-культурный и интертекстуальный компоненты в газетных заголовках: автореф. дис.. - Ростов-на-Дону, 2017. - 25 с.
8.Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе. - М.: Изд-во Моск. университета, 2021. - 261 с.
9. Кривенко, Б. В. Фразеология и газетная речь – М.: Русская речь, 2020. – 449 с.
10. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 2019. - 224 с.
11. Лазарева Э.А. Соотношение газетного заглавия со смысловыми элементами текста: Типология заглавий. – Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2019. – 125с
12. Лютая А.А. Современный газетный заголовок: структура, семантика, прагматика: автореф. дисс.. – Волгоград, 2018. - 22 с.
13.Мироненко Е.С. Особенности стиля газетных заголовков / Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 05 (61). – С. 23-29
14.Некрасова, А. С. Виды, типы, функции газетного заголовка и его место в тексте статьи СМИ // Актуальные проблемы филологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 27-31.
15.Никифорова Ж.А. Проблема выделения функций газетных заголовков // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 10-1 (29). - С. 76-77.
16.Подчасов А.С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 2021. – 47 с.
17. Пучкова, Е. В. Функционирование прецедентных феноменов в газетных заголовках. — Хабаровск, 2019. — 214 с.
18. Пушкарева И. А. Заголовок в информационно-оценочном пространстве городской газеты // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2021 -№ 3. - С. 69-75.
19.Рудницкая, И. А. Прагматическая направленность газетного заголовка. – М.:МГПИИЯ им. М. Тореза, 2021. – 179 с.
20. Симановская К.И. Аттрактивная функция заголовков в газетном дискурсе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2020. - № 1 (114). - С. 161-165.
21. Солганик Г.Я. Лексика газеты. − М.: Высшая школа, 2018. − 111 с.
22.Сыров, И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. – 2020. – № 3. – С. 59-68.
23. Шостак М.А. Сочиняем заголовок – М.: Журналист, 2018.- 59с.